Andy McKee едет в Москву

Важное событие, если вдруг 16 февраля вы окажетесь москвичом или гостем города. В Москву приезжает Энди Макки, совершенно умопомрачительный гитарист с доброй музыкой.

Я вряд ли попаду, но если вы москвич и не пойдете, то вы несомненно зажрались.

(если вдруг куда-нибудь сюда приедет Чад Вангаален, обязательно мне скажите)

Tom Zé — «Danç-Êh-Sá»

Не так давно Тому Зэ исполнилось 77. Он уже немолод, потрепан и выглядит примерно как Том Йорк на пенсии. Том стоял в истоках такого музыкального жанра, как тропикалия и был в числе главных бразильских музыкальных достопримечательностей наравне с Os Mutantes, Жильберто Жилом и Каетано Велосо. Если сейчас послушать, что делают Os Mutantes, и лично Рита Ли, то это уже далеко не такая дадаистичная музыка, каковой она являлась в шестидесятые. Запал ушел, условный Запад плотно интегрировался в Латинскую америку, и слушать их современные сочинения стоит только имея ввиду контекст прежних заслуг. А Зэ остался и, кажется, хотя бы с виду, но творческих методов не изменил. Когда звезды тропикалии вырвались в мэйнстрим, Том отошел в сторону и пропал лет на 20.

Когда Зэ исполнилось 70 лет, он записал свой лучший альбом, пластинку с таким драйвом, лихачеством и абсурдной дикостью, что ничего не остается, только встать и долго-долго апплодировать. Это грандиозная пластинка.

У Danç-Êh-Sá крайне немногословный буклет с тем самым дадаистичным манифестом, который уместно бы смотрелся как раз в шестидесятых-семидесятых. В этом манифесте музыкант рассказывает, что нам всем стоит объединиться и бороться с засилием гнилых идей, разрушающих общечеловеческие ценности, нарушающие культурные традиции, препятствующие свободе духа и устремлений. В каком-то смысле это политический альбом, по крайней мере Том полагает под ним некоторый именно что дадаистический смысл, гротескно сводящий основные навязываемые демократические ценности к пустоте скорлупы ореха. На самом деле, я бы советовал игнорировать этот посыл: дело в том, что музыка тут такая, что может являться витриной чему угодно; она любопытна просто сама по себе.

Когда Зэ вынырнул из подполья где-то в 80-х с помощью Дэвида Бирна, его музыка уже очень сильно отличалась от традиционной тропикалии. Тропикалия, грубо говоря, — это такой американский психоделический рок с большими инъекциями традиционных латиноамериканских стилей и направлений; слушался он занятно, однако базовые вещи там были до ужаса похожи на доминирующие в мировой музыке подходы, наверное поэтому тропикалия позже так легко влилась в мировой мэйнстрим: люди, привыкшие к определенной музыке, получали то же самое, но в яркой экзотической обложке; это, в общем, даже не World music, а что-то похуже. Том Зэ деконструировал тропикалию и взялся препарировать отдельные элементы, мешая контексты и подачу.

«Danç-Êh-Sá» — это крайняя точка, до которой дошел Зэ в своих изыскательствах. Возьмем тропикалию и выкинем из нее рок-элементы и пение. Раздерем оставшееся на мелкие лоскуты и начнем делать из них коллажи, вдавливая их в общих хаотический диссонанс. Давайте сменим размеры тактов у отдельных инструментов и попробуем свести оставшееся, как это делают диджеи. Давайте что-то сделаем с ударными, например введем туда афробит (гуляем на все!). Воткнем в получающуюся политональную оргию тут и там бредовые горячные рефрены, и переиграем все это добро в мажорных тональностях.

На самом деле Том Зэ образом переизобрел plunderphonics, однако более живой и подвижный; человечное и доходчивое объяснение термина «алеоторика». Это очень сложная музыка с точки зрения процесса, но довольно опрятная и своеобразно мелодичная. Я не представляю, как это все играется вживую. Я вижу только полоумных городских сумасшедших, барабанящих по кастрюлям, кришнаитов за их спинами, в дрова пьяных гитаристов, укуренных клавишников и психиатра, пытающего урезонить весь этот балаган.

Все, как вы любите.

Послушать можно на Яндекс.Музыке и Spotify

Дискотека теперь в VK

Маленькое объявление для тех, кто читает этот блог через RSS (а таких подавляющее большинство): aerialsounds в режиме дискотеки переместился во ВКонтакте.

http://vk.com/aerialsounds

Там больше всякого разного, мелкие новости, ностальгия по пост-року и прочее-прочее. Грубо говоря, онлайн этого вот самого блога. Не прошло и 4 лет.

2013: Что пропустил

Пока выходят различные топы, хочется все же отметить тех, кого оказывается или по какой-то причине пропустил.

Won James Won - Vojnja Vezumia

Won James Won записали отличный альбом, Войня Везумия, про который, правда, сложно толково что-либо сказать. Srsly, я его послушал раз 10, но ничего не понял. С одной стороны, это чистый и очень спокойный альбом, что не совсем характерно для Тихона Кубова сотоварищи, с другой привычные отмазки, что это достаточно сложная коллажная мешанина не срабатывают. Вокалистом тут выступает колоритнейший Андрей Кагадеев, основатель и движущая сила НОМ, что само по себе событие. Андрей напевно читает лирику Тихона, и здесь слава богу ничего не изменилось, другое дело, что к Андрею эти слова липнут как родные. Буклет аля Антон Кораблев, психбольница и непрерывный секс, абсурд как здравомыслие.

Все те же коллажи, полусмыслы, аллюзии, но воспринимается это примерно как погрустневший, впавший в депрессию героиновый НОМ, да и вообще весь этот балаган по духу напоминает посветлевший Театр Яда, да простит меня человечество за такое сравнение. Так и видишь Андрея, Тихона, Данилу, Гогенатора, выпиливающего на баяне, стоищими на пьедестале, вокруг разруха, хаос, взрываются бомбы, а они, безумные, рассказывают сказки и вкрадчиво предлагают насилие. Именно рассказывают, и очень вкрадчиво.

Кстати, на Yarmokra немножко засветился и я, впрочем больше понимать альбом не стал. Но под такую пластинку я был бы не против и сдохнуть, хорошее дело

Matana Roberts - Coin Coin Chapter Two: Mississippi Moonchile

Ждал-ждал, а упустил. Авангардная саксофонистка Матана Робертс, которую каким-то богом занесло в апокалиптический Constellation, продолжает записывать историю притеснения негров на американщине. Первый альбом был невероятных масштабов замах как по звуку, так и по эмоциям. Первая часть Coin Coin, этот надрыв, вплоть до истерики, была записана практически в один присест на Hotel2Tango, и после нее действительно было не по себе, вплоть до мурашек. Это была очень странная смесь кабаре, традиционной музыки, бибопа с авангардным джазом, которую, мне кажется, стоит послушать всем, поскольку тут и слова-то трудно подобрать, ну либо не сейчас.

Вторая существенно меньше. Меньше эмоций, меньше насыщенность, в конце концов, меньше и состав: квинтет против 13 человек. Это крайне приятная и не очень напряженная запись, расслабленная, но все про то же, про тяжелую жизнь. На первом альбоме продавали в рабство, а тут - о бабушке, нежно, светло и тепло.

Jonny L - In a Jungle

Вынырнувший из 10-летнего забытия пионер драм'н'басса, соратник Prodigy и довольно видная фигура британской клубной сцены с старомодным звуком. За 10 лет вкусы не поменялись, Джонни довольно скептически посматривал на states of art танцевальной музыки, плюнул, и записал все как обычно. Не обошлось без воб-воб-воб, но там его столько, что даже неприлично и говорить.

Крайне светлая и позитивная запись, очень мягкая и податливая, грувоносная и крайне стильная. Судя по звуку из всего того добра, что случилось за 10 лет, Jonny L хорошо принял разве что такой микрожанр как purple sound, слушается очень приятно, ни одного острого угла, местами все сваливается в хардкор и тут же выпрыгивает наружу. Прекрасная пластинка для ног, сделанная старыми методами, но не хватает былой первобытности и скелета эмоций.

иллинойз - кейт мосс

Ну и сегодня наша гордость, иллинойз, представили новый сингл. Называется кейт мосс, поет саша, играют пальцы. Говорят, что 3 альбом издадут на виниле.

Felix Kubin — «Teenage Tapes»

Удивительным образом раритетные подростковые записи Феликса Кубина — это, пожалуй, самое мощное и откровенное в его карьере. В каком-то смысле та же история, что и с Уильямом Басински, разве что Кубин не позволяет себе стать музыкальным рантье. В момент создания этих записей Феликсу было около 15 лет, он только-только выпросил себе первый синтезатор, Korg MS-20, и усиленно начал его осваивать: до этого он играл только на пианино и электрооргане.

Детские записи Кубина, человека довольно неординарного и взбаломошного, прекрасны главным образом тем, что это отпечаток сразу нескольких сломов: это начало подросткового возраста; тяга к творчеству и новое поколение инструментов. Ну и наконец, дикое желание сделать вот что-нибудь эдакое. «Teenage Tapes» — это панк; в этих несложных, иногда нескладных мелодиях столько напора, лихости и озлобленности, что, признаться, мне было бы не по себе просто стоять рядом.

Феликс Кубин

Феликс во всех интервью рассказывает историю о том, что у него дома всегда звучали 3-4 разных радиостанции, у него шла кругом голова, и насколько это было классным. Еще он открещивается от дадаизма, но суть-то в том, что весь его метод и есть дадаизм; причем что в 15, что в 44 — ничего принципиально не изменилось, возможно лишь саунд стал посвежее (но скорее всего инструменты). Его музыка, по крайней мере детская, — это даже не поклон, но подражание индастриал-группам того времени, — находящаяся в постоянном внутреннем противоречии. Она, как и музыкант, яростно отрицает свое сходство с Cabaret Voltaire или Throbbing Gristle, притом, что действует совершенно в той же системе координат. Мне кажется, что Кубин видел выход в большей экспрессии и ускоренном ритме, сам того не желая, попав в один поток с только-только нарождавшимся EBM, в одну компанию с Front 242 и Front Line Assembly. Впрочем, так получилось, что с EBM он ассоциироваться так и не начал.

Вообще, судя как по этой записи, так и по поздним альбомам, Феликс никогда сильно не заморачивался с мастерингом, перезаписями, дублями, чистотой звучания. Он не перфекционист: редкий его трек можно назвать полностью доделанным, ему это не интересно. Мне кажется, я даже представляю процесс рождения этих записей: полоумное, суматошное музицирование, пока не будет поймана мелодия (а музыка его вся построена именно на мелодиях; ритм тут второстепенен), потом шел увлеченный процесс ее обыгрывания; большая часть тут же выкидывалась и забывалась, другая доходила до записи, но и это было практически лучшим, что мог сделать Феликс. После того, как трек был записан, работать с ним становилось неинтересно. Я также писал сочинения в школе. Также пишу и сейчас.

«Teenage Tapes» — крайне неровная, даже незаконченная запись. Эта крайне экспресивная музыка, без внешнего лоска; зарисовки будущей славы. Юная эмоция рождается горячно, ярко пылает и быстро проходит. Здесь очень много того же самого хаотичного дадаизма, пускай сам музыкант и отрицает прямую связь; это совершенно неважно. Важно лишь то, что даже эти наивные звуки намного лучше огромной массы современного продакшна.

Послушать можно на Яндекс.Музыке.