Самым важным для меня в 2013 году были вовсе не новые имена, хотя их количество превышает все разумные пределы, но все меньше смысла на них обращать внимания. Новички - наше будущее, но стержень и смысл поддерживают все-таки старые группы, определяющие систему ценностных координат, в которых мы и выстраиваем наши отношения с новыми звуками или ранжируем старое. Периодически группы распадаются, и какие-то координаты фиксируются, что с одной стороны, хорошо, поскольку минимизирует информационную энтропию, с другой - ну грустно же, правда. Мне вот сильно не хватает Hood, которые в моем личном мироощущении не просто абстрактная ось, а такая нехилая секвоя, которую лишний раз не обойдешь. Иногда прежние оси заменяют новые группы, но, как правило, процесс этот редкий, а с возрастом, так, похоже, вообще исчезнет. Самый большой хаос, впрочем, вносят реюнионы, которые я ненавижу.
Под реюнионом я понимаю полноценное исчезновение группы с музыкального пространства, и внезапное появление с новыми записями (а не вот как Трент). Просто собраться, да поиграть старое - это другое. С этой точки зрения, скажем, Blur для меня - не реюнион. У них есть пара новых песен, но это все несерьезно. Я не верю, что Blur в ближайший год запишут новый альбом.
Pulp - реюнион, и к нему я отношусь с большим подозрением. After You, конечно, классная песня, но там больше Джарвиса, чем остальных. У Pulp пока нет опасных с вот какой точки зрения песен: раз зафиксировав координаты, человек морально готовится жить дальше. Звучит немножко пафосно, но дело в том, что все музыкальные впечатления более или менее наслаиваются друг на друга, и метафорически этот процесс можно представить как строительство какого-нибудь здания. Вы закладываете фундамент, затем строите опоры, первый этаж, второй и так далее. Важнее проектирования именно фундамент, он будет держать все остальное, и от его качества напрямую будет зависеть остальной труд. В инженерных практиках довольно популярен эмпирический закон, согласно которому стоимость исправления ошибки, сделанной на предыдущем этапе, намного выше стоимости ошибки, сделанной только что. Ошибки предыдущего этапа затрагивают следующие стадии, в результате чего проблема, выявленная в самом конце, но возникшая на самом первом этапе, чаще всего приводит к тому, что гораздо проще и дешевле все разрушить и возвести заново, чем восстановить.
Вот вы построили фундамент и закончили 50 этаж. А теперь представьте, что фундамент внезапно начало подмывать.
Если вернуться от метафоры к музыке, то реюнион группы, сильнейшим образом повлиявшей на ваш музыкальный вкус - это буквально сотрясение устоев. Что, как, ура, но зачем, блин, ААА ВЕРНУЛИСЬ, а если плохо?! Боязнь разочароваться - это на самом деле рефлекс обороны, защита внутреннего мира от даже не от внешних посягательств, а от внутренних.
Вероятнее всего, реюнион выльется в музыку не хуже, чем все то, что было, скажем, 10 лет назад. Другое дело, что его не получится воспринимать, как прежнюю группу. Вы привыкли к 5-6 альбомам, знаете их наизусть. У вас есть образ, этот образ многократно экстраполировался на окружающую действительность, а теперь эти люди показывают, что все немножко не так, и понимали-то вы немножко неправильно. Это как встретить бывшую любовь и почувствовать, что все перегорело: казалось бы, жизнь не изменилась, все идет своим чередом, но призрачный образ, который был частью жизни, растворился. Ужасное ощущение.
На самом деле, существуют добротные реюнионы, из недавних образцовым я бы назвал Seefeel, которые никогда не могут надоесть. Если попытаться порефлексировать, почему же так получилось, может показаться (или смелее, - оказаться), что дело в том, что ничего общего между старыми Seefeel и новыми особенно нет. Посмотрите, как сменился состав, и большую часть нового саунда сделали совсем другие люди. Это прекраснейшая коллаборация между Марком, Сарой, важнейшей частью Boredoms и полоумным диджеем-невротиком, и предназначение прежних Seefeel было в том, чтобы этот балаган записал что-то приятное слуху, а не стал подражанием последнему альбому нижегородского автомобильного завода ГАЗ. Там все настолько по-другому, и причины так очевидны, что последнее, о чем можно дискутировать, так это почему Марк все же решил остаться со старым названием. Куда логичнее было бы именоваться в хирагане.
Другой отличный реюнион - это, конечно же, My Bloody Valentine, но там еще более очевидно: новый альбом, как и предполагалось, - старые записи Кевина, которые он педантично вылизывал несколько лет. Эта музыка записывалась после Loveless, ей более 10 лет, и как-то глупо воспринимать или считать ее новой. Это идеальный вариант, но не совсем реюнион. Все тревожно вдохнули и громко выдохнули. А Кевин уже обещает новый EP в этом году, тогда и увидим.
Godspeed You! Black Emperor опять же, но там тоже не brand new. Впрочем их не за это любят, музыка в этой истории - далеко не все.
А теперь смысл всего поста (все буквы выше, в принципе, прелюдия и введение в духе моих школьных сочинений, но, надеюсь, было интересно). Boards of Canada.
Я минимум раз в неделю слушаю Tomorrow’s Harvest и пытаюсь собраться с мыслями; блог вполне мог бы воскреснуть как раз после выхода альбома + выходил он так, что все музыкальные интернеты, казалось, ничего помимо него и не обсуждают. Немного истории: BoC появился в моей жизни достаточно спонтанно, и, кажется, через Guerolito Beck’а. Я и до него слышал о Boards of Canada, но никогда не слушал саму музыку; они были лицом Warp’а вместе с AFX и Autechre, а их я считал кончеными наркоманами-садистами. Сейчас это смотрится глупо, тогда же меня и правда все это отталкивало. Autechre, впрочем, потом я понял и проникся. AFX до сих пор кажется наркоманом. BoC внезапно оказались электронными Hood. О, эта меланхолия и перфекционизм, я отлично помню, как слушал их первый раз - это было потрясающе!!! Глубокая ночь, кажется, очередная сессия, у меня совершенно не работала голова и все, чего хотелось, это немножко забыться. Music has the Right to Children легли бесподобно. Потом я многократно переслушивал все записи. А потом группа куда-то пропала. Boards of Canada имеют довольно естественный образ затворников, они внимательно наблюдают за всем происходящим, но любой ценой избегают обратной связи. Они пропали, а потом начали играть с сообществом.
Сначала безвестная пластинка с номерной радиостанцией, затем клипы на ютубе, затем то, затем другое. Мой интернет проснулся: люди ожили, начали живо обсуждать происходящее, строить догадки, пытаться расшифровать последовательности. Чего греха таить, я даже написал скрипт, который перебирал URL’ы на официальном сайте в попытках вычислить номера через шаблон http://hexagonsun.com/XXXXXX/XXXXXX/XXXXXX/XXXXXX/XXXXXX. Блин, это было невероятно! IRC-каналы мобилизовались, reddit обезумел, bocpages пару раз валились не в силах справиться с нагрузкой, люди отчитывались о том, какие магазины они перерыли, а какие остались. И вот вышел Tomorrow’s Harvest.
Tomorrow’s Harvest - это на самом деле результат плохого реюниона. Boards of Canada впервые попытались понравится. Когда я понял эту мысль, все сразу встало на свои места. Старые BoC бы просто выпустили альбом без лишней шумихи, ломанули бы как гром среди ясного неба. Может быть ограниченным тиражом, с невзрачной обложкой, но сделали бы все тихо и спонтанное, без всей этой конспирологической пиротехники. Чем внимательнее слушаешь альбом, тем яснее понимаешь, что записывался он совсем недавно, в худшем случае запись началась году так в 2011. В записи приняла участие вся возможная поп-музыка и тренды. Неявным образом, этим альбомом BoC попытались подтянуть старое наследие к новой волне, а не наоборот. Совершенно ясно, что братья не сидели затворниками, а внимательно, пристально, дотошно разбирали практически на молекулы все-все, что видели вокруг и пытались применить к своей музыке. Сходу этого не видно. Но это причина того, почему вы, послушав пластинку раза три-четыре, уже ее не включаете. Boards of Canada проявили эмоции и простое понятное желание понравится, и это подмыло фундамент. Да, это запись такого качества, которое могут дать еще, быть может, 10 музыкантов во всем мире, но все это уходит на второй план, поскольку то идеализированное увеличительное стекло, через которое вы рассматривали всю прочую электронную музыку, оно оказалось обычным. Устои пускай и не шокированы (все же это и правда те самые родные BoC), но дело в том, что кажется, все перегорело. Разошлись.
Сам альбом прекрасен, а вот ощущение от него - нет. Единственный трек, которого стоило ждать все эти годы - Nothing is Real, и мне кажется, что. Да ничего мне не кажется на самом деле, я не ханжа.
Самое хуевое в реюнионах - это все-таки страх того, что идол окажется просто музыкантом. А главное - понимание, вовремя ли ты ушел.
699742/628315/717228/936557/813386/519225