Если вы когда-нибудь занимались бегом или велоспортом, то наверняка знаете о том, как сложно подобрать музыку под это занятие. Бег довольно монотонное и скучное занятие, и требует некоторой собранности: бегать под какую угодно музыку не получится. Сложно бегать под транс, хотя довольно много сборников спортивной музыки включают в себя простой аплифтинг; невозможно бегать под пост-рок. Музыка должна быть ритмичной, но монотонной и, желательно, как можно меньше обращать на себя внимания.
В начале семидесятых Мартин Цайхнете (простите, но я не знаю, как правильно транскрибировать фамилию) работал на студии DEFA и как многие жители ГДР тайком слушал радио ФРГ. Однажды поделился своим видением музыки для бега с коллегами по работе, в этой музыке не было радикально новых идей, однако описание очень уж походило на краутрок, который в то время буйным цветом лез из буржуазной части послевоенной Германии. Той же ночью за Мартином приехали. Следующие 11 лет в рамках секретного плана он сочинял музыку для тренировок олимпийских спортсменов. Западных инструментов не было, были только немецкие и советские синтезаторы, планы работ, требования и отчетность. Когда пала Берлинская стена, большую часть музыки удалось под шумок стащить из студии. В прошлом году Мартин начал издавать ее на своем небольшом лейбле Unknown Capability Recordings все краутрок-коммьюнити аж осоловело от происходящего. Тут же была проведена кампания на Кикстартере и первый сборник (а со слов Мартина было записано много-много часов музыки) удивительной краутрок-музыки, предназначенной для совершенствования тела и духа товарищей из Восточной Германии.
Мартин мало где публикуется, и информацию о проекте можно узнать только из одного единственного интервью, и пары рецензий на профильных ресурсах. Завтра выходит второй сборник удивительной и диковинной kosmische musik из ГДР, похороненной в архивах на несколько десятилетий, поэтому, наверное, стоит разобраться, что же это такое.
Мартин Цайхнате — это проект двух музыкантов из Эдинбурга, Дрю МакФадьена и Стивена МакГрегора, играющих в инди-группах The Magnificients и Tipirug. Бесспорно довольно талантливых (особенно Tipirug), но все-таки жуликоватых. Не существовало никакого проекта Kosmischer Läufer, это красивая сказка для своих. Впрочем подобных подстав в мире немецкой музыки было предостаточно: достаточно вспомнить хотя бы Урсулу Богнер, которая в итоге оказалась Яном Йелинеком. Впрочем, мне кажется, что нам иногда и правда не хватает некоторой мифологии вокруг явлений. Дрю и Стивен довольно остроумно увязали любовь хипстеров ко всему удивительному и диковинному, а также тот факт, что краутрок и правда чуть ли не самая идеальная музыка для любых монотонных спортивных занятий. Несмотря на свою рассекреченность, они продолжают играть загадочного Мартина Цайхнате и издавать пластинки, связывая их красивыми легендами о видах спорта. Вторая часть «The Secret Cosmic Music Of The East German Olympic Program 1972-83», например, посвящена тренировкам гимнастов и фигуристов. Все таки это очень трогательно и, пожалуй, правильно, так увязывать продукт с контекстом.
«Kosmischer Läufer Volume 1: The Secret Cosmic Music of the East German Olympic Program 1972-83» — это, в общем, стилизация под хохлому, повтор «Tour De France» Крафтверка, но надо признать, что очень приятная и удивительно талантливая с точки зрения копирования. Мне очень сложно понять, зачем вокруг этой небольшой попытки была выстроена довольно мощная легенда, пускай и неуклюжая, нерешительная и немножко сконфузившаяся в процессе. Пускай. Первая часть не столько напоминает Ной и Крафтверк, сколько Eat Lights Become Lights или Siinai, а в лучшие моменты (Die Lange Gerade и Tonband Laufspur) кажется, будто бы ничего прекраснее в неокрауте 2013-года и не появлялось. Впрочем, именно в конце Tonband Laufspur впервые закрадывается впечатление, что нас с вами дурят, во время той самой гитарной коды. Уж как хотелось вставить-то, не сдержались, махом выдав свои современные корни. Даже обидно.
Самое сложное в этом альбоме, это то, что в него ни в коем случае нельзя вслушиваться. Воспринимайте его как легенду, как беговой альбом и фоновую пластинку для настроения, именно так, как создатели и просят ее понимать. В таком качестве она практически безупречна, но стоит вслушаться, как лезет наружу бедность мелодий, нищий звук и скупая простота фортепьянных пьес, умело замаскированная краут-саундом. Вам это правда не нужно. Честно. Эта музыка создана быть просто сопровождением, ее не нужно слушать, она должна просто играть в стороне и все.