DarwinTunes

Возвращаясь к теме генеративного искусства, намедни свои первые научные результаты представил проект DarwinTunes, созданный и ведомый доктором Робертом МакКаллумом и профессором Армандом Лероем, оба из Имперского колледжа Лондона. Проект был создан в качестве эксперимента по исследованию генетический и эволюционный алгоритмов, но интересен он хотя бы тем, что к нему удалось привлечь внимание и людей вне академической среды за понятную и эффектную игровую интерпретацию. Насколько я полагаю, на самом деле цель проекта не развлекательная, это все часть большого исследования на тему эффективности генетических алгоритмов и использованию их в в быту. А может быть и нет. На самом деле неважно, поскольку дело наше в вами малое.

Цель проекта довольно помпезная: проверить, насколько возможно использование техник, сходных с процессами эволюции, для сочинения музыки без задействования человека-дирижера. Иными словами, возможно ли сочинять приятную музыку без композиторов. Для участников проекта (а их собралось не так уж и мало) все выглядело следующим образом: предлагалось прослушать несколько сэмплов музыки и оценить их по пятибальной шкале. Сэмплы-паттерны представляли собой закольцованные восьмисекундные лупы, сгенерированные машинами. Через некоторое время машины с учетом всех этих баллов долго думали и рожали новую мелодию. И процесс повторялся опять. Это как все выглядело с точки зрения рядового участника проекта.

Внутри все устроено следующим образом: некоторый алгоритм порождает древовидные геномы, каждый из которых определяет программу на некотором DSL, реализованном на Perl. Эта программа порождает бесконечную зацикленную полифоническую последовательность звуков с заранее заданными постоянными темпом и ритмом, определяет положение нот, инструментарий и особенности воспроизведения. Важным является то, что на вход алгоритма не подается никакой мелодии или ритма, сочиненного человеком, то есть его влияние отсекается на самом старте запуска всего цикла выполнения. Человек программирует только стартовое поведение системы, после ее запуска можно, образно выражаясь, идти пить пиво, возможностей полноценное вмешаться в ее работу у создателя нет. Зато есть у остальных участников процесса: система порождает 100 геномов, собирает с них музыку и выставляет на всеобщий обзор. Люди слушают и оценивают лупы по 5 бальной шкале, от “крутоты” до “даже дослушать не смог”. Статистика собирается, и как только ее накопится достаточно число, определяется некоторое число геномов-счастливчиков, которым будет позволено скрещиваться и воспроизводить потомство (в более скучные темы боюсь углубляться). Это поколение и предыдущие выжившие потом оценивают точно так же. Периодически, по пассивному запросу создателей, поколение генерирует некоторый музыкальный отчет, в который (необязательно) для большей приятственности добавляются некоторые саунд-эффекты, не влияющие на, собственно, музыку. Просто чтобы все это добро можно было вытерпеть.

Некоторые контрольные точки можно послушать прямо вот здесь (музыка имеет достаточно примитивный саунд, но это все для упрощения реализации).

Отчет, кстати, вышел неожиданно интересным для научной работы, читается местами как детектив или мемуары без пресыщенности научными терминами, поэтому его можно даже, пожалуй, порекомендовать к чтению вообще всем, а не только заинтересованным. Если какие-то слова непонятны, просто выпускайте их из рассмотрения, как правило, на общем понимании это не скажется. Забавно, например, что изначально ударные или бит даже не предполагались, но были выработаны сами собой в процессе эволюции.

Выводы из исследования следующие: оказывает для того, чтобы получить приятную мелодию, много времени не нужно. Эволюционный подход показывает, что скорость роста среднего значения оценки, взрывная в самом начале, после перехода некоторого критического значения становится практически никакой (судя по графику, там зависимость, близкая к логарифмической). То есть добраться до неотталкивающих мелодий довольно легко, а вот попасть выше куда сложнее. Даже корректировки в математической модели не дали исследователям увеличить эту оценку. Это основной вывод, остальные строятся вокруг него. Боб и Арманд объясняют это традициями западной музыкальной культуры и недетрминированностью субъективной оценки, зависящей многими путями от вообще всего. Про традиции западной музыкальной культуры имеется в виду, что многие музыкальные паттерны используются настолько повсеместно, что отказ от них уже не представляется возможным.

Иными словами, мы все с вами далеко не такие умные, какими хотим казаться себе или хотя бы окружающим: приятную для нас музыку уже вполне можно писать с помощью автоматики и лайков, что, конечно, бьет по самолюбию. С другой стороны, эта попытка использования генеративного искусства никоим образом не поколебала моей твердой уверенности в том, что эти самые генеративные методы не годны для создания совершенно нового результата и качественной революции произвести не могут в принципе.

Но команде DarwinTunes все равно невероятное уважение.

Nik Colk Void — Swing

Простите, тоже не могу не перепостить это видео:

И еще раз про W.K.?

Да, и еще раз про. Альбом не плохой, нет. Просто живьем это совсем другая группа, много-много лучше и замечательнее, и альбомом это не отразило.

Вот, например, Парный прогон с A-One.

Небольшое объявление. Я тут, пока дождило, сделал ритуальный git checkout -b refactor

git checkout -b refactor

и кое-чего поломал на страницах с упоминаниями артистов. Завтра починю.

W.K.? — «13 лет 59 минут»

Вот уже полгода я до конца не понимаю, зачем был выпущен этот альбом.

Да, начало претенциозное такое, с наездом, но на самом деле эта фраза произнесена достаточно устало. Тут уже даже не аллегорическое “мы”, тут скорее смирившееся я: W.K.? просрочили пластинку даже не на год и не на два, а лет на 5, на 6. Почти все время они отшучивались и оправдывались, насколько альбомы не для них, насколько там теряется шарм, и все, как ни странно понимали, но по инерции просили. В конце концов уже даже сложилось понимание и ощущение от группы, как от команды вообще без официальных записей. Ну ладно, с маленьким миньоном, который был настолько давно, что уже никто его даже не учитывает. И это притом, что за W.K.? давно тянется длинный хвост концертной славы, а о “Вдохе” не слышал разве что только ленивый. Шум уже довольно давно был значительный катализатором позитивной повестки на русскоязычной сцене, но по иронии судьбы и там ему больше доставалась слава “серого кардинала”, максимум - менеджера Бабкина, Lюка, и 5’nizza. И это притом, что, скажем, "Любовь" (на альбоме ее нет) одно время вообще была чуть ли не главной студенческой песней, а "Растамана" (Старого) можно было найти почти в любой коллекции, не совращенной снобизмом.

За 13 лет накопилось много песен, многие из них не вошли в альбом, некоторые я слышу впервые (поскольку в НН группа приезжала не так, чтобы часто). И почти все сейчас в такой аранжировке, которая мне совершенно не нравится. Боевик “По небу” время превратило в миролюбивый фанк, где можно разобрать все слова, Едем стала совсем уж пляжной, “Совсем новый” растаман (уже который по счету, черт его разберет) откровенно скучен. Пронзительная Гость со временем трансформировалась в С утра ветра, Ты и я прилизали, Мышление, слава богу, оставили в покое. Этот альбом, в общем, отличное подтверждение, что это здорово, когда ничего не просто движется, а меняется до неузнаваемости, но возникает другой вопрос: стоит ли этот альбом воспринимать, как витрину группы?

Вы должно быть видели, что почти во всех своих текстах я пытаюсь ответить на один простой вопрос: предоложим, что вы видите группу впервые. Стоит ли воспринимать вот этот самый альбом как отправную точку в знакомсте с? В случае с W.K.? определнно нет, поскольку он, возможно, и дает понимание о том, что сейчас происходит с их музыкой, но никак, причем принципиально, не объясняет, что за музыка у них была на протяжении этих 13 лет, оставляя это за пределами дискуссии. Потому и нет таких песен, как Кто знает, Оригами, Цветы или Drops. Была бы другая группа, я бы сказал, что куда логичнее было бы просто объединить те обрывки, гуляющие по сети, в один большой бутлег и выпустить его официально: это было бы не просто логичнее, но и концептуально куда более правильно, поскольку по-хорошему, такая записи такой группы только и могут существовать в виде бутлегов.

Но выпустили полноценный, и я не логически не понимаю зачем. Эмоционально понимаю: символический ход для тех, кто действительно ждал. Это сложно сформулировать, но когда группа, под музыку которой, как на марш, с трясущимися руками и колотящимся сердцем (все помнят это ощущение), шел на первое полноценное свидание, довольно тихо выпускает альбом с грустным названием, ощущаешь это как нечто интимное. Жизнь изменилась, времена ушли, а ты покупаешь этот альбом, даже платя в два раза больше запланированного просто потому что. Ты вот чувствуешь, будто тебе лет 50, и только что, с большим опозданием и такой задержкой, что уже и не задержка-то вовсе, далекое прошлое поставила необязательную, но крайне необходимую точку, до которой, кажется, дело есть только тебе одному. И вот то, что альбом получился не очень, это даже приятно, поскольку не соврали же, не разочаровали, а, как и обещали, потеряли в студии живость и драйв, но сделали, как сумели, все как надо.

0 received, 100% packet loss

Сегодня по всем профильным блогам пролетел слух о предполагаемом закрытии Ping. Примечательны несколько вещей. Во-первых, профильные блоги - это вовсе не музыкальные, как можно было бы подумать, а технологические. Во-вторых, это первый громкий провал Apple для всех айфон-неофитов, что их сильно удивит (хотя история Эппл содержит прецеденты и повесомее). В-третьих, почему все-таки продукт не пошел.

История Ping хоть и насчитывает несколько лет, но тем не менее ее, даже без иронии, можно свести к классическому "родился, жил, умер". О нем все написали на старте. А вот со следующими двумя предложениями туго: больше новостей не появлялось, то есть вообще. Ну вот теперь появятся: родился, следом умер. И сложно рассуждать, почему, все произошло так, поскольку эта провальная история настолько очевидна своей бессмысленностью - а, как известно, очевидные вещи труднее всего поддаются объяснениям, - что я даже не знаю, с чего и начать. Пожалуй, даже начинать ни с чего не буду: в лучшем случае, скоро все блогеры проснутся и начнут перекручивать себя, как бы объяснить это дело так, чтобы не обвинить компанию в приземленности ("Джобс бы все разрулил"). В идеальном случае - признают закономерный факап. В худшем случае я буду единственным, кто. В худшем, это потому что смешных и веселых обсуждений не будет.

Скриншот сайта

У Apple лучшая в мире команда маркетологов, четко знающих, как вставить в мозг покупателя желание купить продукт. Наивный покупатель идет, покупает и заражает всех своих знакомых; идиоты и параноики кто на подсознательном уровне, кто на вполне сознательном, чувствуют подвох и активно используют защитные реакции, но в случае Ping этого почему-то не случилось. Команда маркетологов отработала не то что плохо, она вообще в жизни проекта никак не участвовала. Ping с момента объявления не фигурировал в повестке на ежегодных WWDC, он не фигурировал в новостях, его не обсуждали, на него не ссылались; он не порождал мемов, ссылок и прочего. Даже падкий на все маркетинговые дурости разом Даниил Дугаев это почувствовал, но выводы решил делать совершенно из других вещей. Ping подох (пока неофициально, но какая, собственно, разница) вовсе не потому, что там неудобно комментировать, жать на лайк или добавляться в друзья; для сервиса все эти вещи, на самом деле, крайне вторичны, если есть первичная пользовательская база, которая крутости просто неземной.

iTunes Store - это главный музыкальный магазин планеты с внушительным оборотом, эксклюзивами и качеством сервиса. Ping идейно - это завершающая идея одного отдельно взятого музыкального пространства, из которого совсем непонятно, зачем бежать в Spotify или всякие Grooveshark. Добавить все эти вещи - большого ума не нужно, интегрировать социальную вещь в магазин уже сложнее, и это было бы самой логичной вещью, которую можно было бы ожидать от Ping. И вот как раз то, почему в эту интеграцию не вкладывали денег - самая интересная и познавательная вещь про корпорации, которую можно было узнать из всей это истории.

Вероятнее всего это политика. И если политика, то значит в Apple усиливается корпоративная культура, что для компании, торгующей стилем жизни, может в долгосрочной перспективе обернуться трагично.