Лента Мебиуса — топологический объект, простейшая неориентируемая поверхность с краем, односторонняя при вложении в обычное трёхмерное евклидово пространство R³. Попасть из одной точки этой поверхности в любую другую можно, не пересекая края. Сделать это очень просто: достаточно просто идти по прямой линии никуда не сворачивая, тогда вернувшись в исходную точку мы окажемся с другой сторны. Лента Мебиуса — неоринтированная, односторонняя поверхность, в которой нельзя выбрать непрерывный вектор нормали. Среди научных отбросов бытует даже теория, будто бы наша вселенная вследствие постоянства кривизны является ничем иным (sic!), как этой самой лентой. Несмотря на простоту построения (склейка бумажной полосы с предварительным поворотом краев), её необычность и изящество не давали покоя многим творческим натурам, создавая целые гимны образчику математической изящности. Последний альбом A Silver Mt. Zion (в этот раз именуемого как Thee Silver Mt. Zion Memorial Orchestra) — это как раз своеобразная музыкальная лента Мебиуса.
За прошедшие года Ефрим Менук прошел через многое, и, кажется, наконец-то тронулся умом. Былой апостол Апокалипсиса, возглавивший самый истеричный похоронный оркестр в мире, теперь будто бы замкнулся в своем собственном уютном мирке, втянув в бурное помешательство остальных участников труппы. Кто-нибудь понимает, чего там вообще происходит в их бложике? Дневники душевнобольного, музыкальный эквивалент шизофрении и полного помешательства, когда сопли навыкат, глаза пузырем — еще немного, и воспринимать этот абсурд всерьез станет невозможно.
Kollaps Tradixionales — это первый альбом рок-группы A Silver Mt. Zion, который в самом деле можно назвать рок-альбомом. Простые и понятные мелодии, гитарные рифы и шаблонные мелодии - ну все как у всех, правда? Но Ефрим на то и икона пост-рока, чтобы штампы ставить было сложно. Kollaps Tradixionales — это лента Мебиуса, изнанка рока, музыка вывернутая наоборот так искуссно, что, кажется, никто и не понял, чего же произошло на самом деле. А произошло многое: глобальный тренд смены лица коллектива затронул и главных канадских страдальцев — полуакустические, с нездоровым душком клецмера и чертовщины, монументальные баллады сменили бравурные, торжественные гимны саморазрушению и коллапсу. Сменились и акценты: библейская обреченность отошла на второй план, дав дорогу самоиронии. Тематика все та же, просто в тех местах, где принято плакать, Ефрим сотоварищи, натурально, смеются. Смеются весело, задиристо, зло, издевательски. И это прекрасно, ребята, это прекрасно. И, что более ценно, иронизируют по поводу себя: то реприза с предыдущего альбома, то строчка с первого, то намек на второй: не самоповторы, а скорее точно выверенные и просчитанные маячки, словно сигнализирующие о.
A Silver Mt. Zion будто бы устали от образа страдальцев, отказались от мировой скорби. Ну сколько же можно в конце концов? Sigur Rós тоже не выдержали и записали альбом с жопами, Ефрим выдал на гора Kollaps Tradixionales и еще никогда не был столь прекрасен и убедителен. Не пластинка, а час морального очищения. Вы удивитесь, но более всего Ефрим сейчас похож на другую поп-икону, на Джарвиса Кокера. Уберите заунывность, уберите обреченность, и получите в результате те же интонации и приемы, те же придыхания и знакомая вкрадчивость. Разве что любви маловато.
Еще никогда в жизни мне не было интересно, что же будет дальше с A Silver Mt. Zion. Кажется и у них наступил переломный момент, когда либо пан, либо пропал, а ничего более определнного сказать нельзя. В любом случае, не стоит списывать главный похоронный оркестр в мире со счетов.