Вкрадчивый добрый голос диктора рассказывает о том, как просто жить под именем Вихревой Волшебник Слоновых Костей, но тут же добавляет про призрачность этого факта в иллюзорном мире Феликса Кубина. Не успев понять, что же он имел ввиду, радиопередача обрывается и начинает громыхать посуда, летать кастрюли и плошки. Плачут дети. Какая-то женщина заходится в истерическом вопле, на фоне явно идет семейная драма. Муж агрессивно, угрожающе орет имя Феликса, и, кажется, становится чуточку понятнее. По крайней мере, приходит ясное, довольно приятное ощущение нахождения хоть какого-нибудь ответа происходящему, пускай подсознательно и понимаешь всю нелепость собственного суждения.
Весь альбом срежиссирован именно в этом духе. Именно срежиссирован, в какой-то момент времени ты понимаешь, что все эти абсурдные мелодии на самом деле возникли не так уж спонтанно, за ними скрывается довольно четко сформулированная, ясная мысль, другое дело, что сложно понять, в чем же ее суть. Все 40 минут находишься в состоянии, близком к тому, чтобы понять замысел, но когда уже вот-вот, почти-почти цепляешься за идею, он резко меняется и заканчивается в моем любимом стиле: приветствием. Ведь если задуматься, то нет ничего плохого в том, чтобы попрощаться словом «привет», хотя все это придает происходящему крепкий запашок нарциссизма и старого доброго эгоизма. В каком-то смысле, «Матери-вандалки» — это театр самовлюбленного актера, в котором все пьесы можно описать сценкой про осла, удочку и морковку, и, полагаю, не нужно объяснять, кто таков зритель при этом раскладе. Собственно эпилог, он про это и есть.
«Matki Wandalki» — это, пожалуй, самая собранная и цельная работа Феликса с точки зрения творения как высказывания. Первая его часть исключительно кинематографична: что хорошо в его музыке, так это то, что он не стесняется использовать откровенно наивные мелодии, словно утянутые из старых фильмов в качестве провокации; вторая немного выводит из оцепенения, она слегка проще. Это немного расслабляет и уносит от мысли, что на самом деле идет репортаж из натурального дурдома с полоумными спившимися клоунами, белоснежными смирительными рубашками на буйных пациентах. В этом и прелесть: за предельно простой музыкой может скрывать неожиданное двойное дно, а может быть и нет, и это лишь домыслы и интерпретация этого экстравагантного пира духа, устроенного примитивными драм-машинами и аналоговыми синтезаторами.
К слову, это принципиальная позиция: с 80-х годов Феликс Кубин сохраняет трогательную верность настолько устаревшему стеку технологий, который впору уже считать винтажным. Да и сам Феликс — это винтаж, от прически до ботинок; от синтезаторов до полного отрицания существования мэйнстрима. Хотя в сущности, он его не отрицает, но и не одобряет. Просто ему наплевать. При всем этом, главный хит альбома, практически визитная карточка артиста, Hit Me Provider, — ни что иное, как оммаж всей немецкой техносцене, но худшей ее части. Той, которая полагает, что выкрутив ритм драм-машин до неприличных BPM, можно получить вполне сносный техно-трек. Возможно это ирония, с Кубиным ведь черт знает, что он имеет ввиду.
Впрочем, Hit Me Provider, как главный хит альбома, является с концептуальной точки зрения худшим же его треком. Тот же парадокс, что и с центром Нижнего Новгорода, расположившимся на одной из окраин города. Дело в том, что он совершенно не вписывается в альбом, в нем нет этого гнусного настроения шизофренической потехи, только голая агрессия и натянутый нерв. Наверное, затем он и нужен, чтобы вы наконец уже перестали осмыслять происходящее. Дада. И зачем он только кокетничает!
Послушать альбом можно на Google Music или с помощью Spotify.