Все рано или поздно подходит к концу, большие дела сменяются, старые заслуги уходят в лучшем случае в учебники истории, в худшем ― в никуда. Лейбл Twisted, который в середине 90-х имел для пситранса (да и вообще для всей психоделической электронной музыки) примерно такое же значение, что и Warp для IDM, в 2011 еле держится на плаву. Сам Посфорд неоднократно жаловался: то на низкие продажи транса, то на пиратство, то на интернет, то на безыдейное упрощение музыки и позерство. Только жалобы эти были беззлобные: Саймон прекрасно понимал, что это такой человеческий процесс, который останавливать не то что бессмысленно, но даже вредно. Пситранс отжил свое, и такие гуру, как сам Посфорд (Hallucinogen, Shpongle), Бенджи Воган (Prometheus), Отт, Раджа Рам (Shpongle, 1200 Micrograms, The Infinity Project) и Тристан стали попросту никому не нужны. И ведь дело совсем не в том, что исписались: просто сам транс остался с предыдущим поколением. От Twisted сейчас разве что и остались Shpongle, да Younger Brother, которые хоть как-то поддерживают лейбл на плаву. В музыке остальных сквозят банальная усталость и апатия (послушайте хотя бы прошлогодний альбом Prometheus!). Тех, у кого еще остался порох, начинает качать в сторону рока: Infected Mushroom заиграли бигбит с элементами транса и хардрока, а судя по видеоблогу, теперь немножко балуются с дабстепом. Younger Brother всегда тяготели к Пинк Флойду.
Прежде чем слушать новый альбом Younger Brother, следует усвоить две вещи: первая ― сегодняшнее звучание, оно от усталости. Посфорда и Вогана уже, грубо выражаясь, задрало 15 лет плясать вокруг прямой бочки в 140 BPM; YB ― это как отдушина и возможность поиграть иную музыку. Второй важный аспект ― музыканты прекрасно понимают, что заработать и получить внимание, когда весь мир прикован к бас-сцене, у них вряд ли получится, поэтому пластинка будто во многом писалась для самих себя.
Вообще, Vaccine отлично можно понять, если проследить, как менялась музыка YB от альбома к альбому: A Flock of Bleeps был преимущественно электронным альбомом, тем, что еще называют psychill, с массой вкраплений самой различной неэлектронной музыки. Last Days of Gravity ― нечто среднее, между рок-альбомом и psychill: от преимущественно электронных Happy Pills и I am a Freak до задумчивых рок-баллад Ribbons on a Branch и Psychic Gibbon, которые ну никак не для танцев. На Vaccine пропорция электронной музыки еще более снизилась, а рок-музыки ― наоборот, возросла. В каком-то смысле, новый альбом ― это дебютный наоборот, разве что концентрации прогрессив-рока и транса поменялись местами.
Реакция блогеров предсказуема как никогда: от «даже не думал, что можно упасть с такой высоты» до «это лучший альбом за последние 5 лет», разве что перекос скорее в положительную сторону. Основные обвинения: YB утратили свой уникальный прогрессив-саунд, превратившись в заурядную поп-группу. А еще противное пение Руперта Кемпбелла (бывший вокалист Leftfield, между прочим)! И вот тут вопрос не в том, правы они или нет ― по-своему обвинения справедливы, вопрос лишь в трактовке и интерпретации.
Впрочем, мне совсем не кажется, что уникальный прогрессив-саунд куда-то делся. Тут он, все на месте. Единственное, что радикально изменилось ― появились полноценные песни: Руперта пустили к микрофону на правах полноправного участника. Теперь песни ― это действительно песни, а не повторение рефрена из 5-6 слов; и музыка немного приспособилась, структура изменилась, обозначились куплеты, припевы и брейки между ними ― все как у больших. А характерные детали и точечную, хирургическую работу со звуком никто не отменял.
Самое важное отличие ― общее настроение альбома. Если отбросить дурацкие, в стиле Капитана Очевидность, предположения, что «музыканты повзрослели»: у YB впервые появилась романтическая подростковая мечтательность, которая оказалась настолько уместной, что мне даже комментировать это не хочется. Тут все на уровне ощущений, цепляет или нет. И вот потому, что с треком Night Lead Me Astray я вот уже 4 месяца не расстаюсь в поздневечерних автобусах после адских рабочих дней, могу за себя сказать ― цепляет.
Наверное, было бы круто порассуждать, что Younger Brother принадлежат к тому поколению, которое уже не актуально, потеряно и вышло из моды, но так как выводов никаких не последует, да и предпосылка какая-то невнятная, то не буду. В Vaccine нет имперских амбиций или корысти, но есть другое важное качество ― альбом будто дышит, от него легко, а музыкантов самих страшно прет от того, что они делают, пусть и не рассчитывая на феноменальный успех.