Свой новый альбом Тим Хекер записывал в два этапа: первый проходил в летом 2010 года, второй — осенью. Летом Тим заперся в деревянной исландской церкви, которую нашел Бен Фрост, и при содействии же Бена Фроста (который, как вы должно быть помните, записал в 2009 панически страшный By the Throat, который непаханное поле саспенса и триллер сам по себе), используя тамошний орган, записал музыку, легшую в основу Ravedeath, 1972. Затем, уже будучи в монреальской студии, он месяц начинял ее своими коронными шумами, дилеями, глитчем, гитарными фидбеками и прочим аудиофотошопом. С обложкой, которую некоторые называют центральной темой пластинки, вот какая история: как говорит сам Тим, к моменту окончания фактических работ над альбомом, он стал одержим цифровым мусором, и после поисков в интернете, наткнулся на фотографию ритуала сброса пианино студентами MIT. Он лицензировал ее, распечатал, снял на пленочную камеру и проявил: никакого волшебства или глубокой концептуальной идеи.
Основных отличий Ravedeath, 1972 от предыдущих альбомов целых два. Во-первых, это действительно куда более аналоговый альбом, чем цифровой. Шумы и гудение, которые, давайте признаем, были чуть ли не основным выразительным средством ранних записей, здесь не более чем та фирменная шелуха, бренд Хекера, который сейчас нужен во-многом только для правильной идентификации артиста, как некая подпись. При определенном желании, шумы, фидбеки и глитч можно убрать. Нет, конечно музыка будет выглядеть куда более бедной, раздетой, но, что самое важное, — будет. На 7 альбоме главный технический прием перестал быть гештальтом, а стал всего лишь одним из способов облагораживания звука. Тим Хекер, конечно же, мастерски использует шумы: чего только стоит усиление естественной реверберации пространства собора и искажение отраженного звука в сочинении In the Fog, но не в этом же теперь дело: музыка обрела вполне реальную опору, настоящий стержень, и он совсем не из мира компьютерных технологий. Трек No Drums так вообще лишен атональности и неожиданно, несознательно (а быть может, вполне и сознательно) почти дословно цитирует кассетные лупы El Camino Real Уильяма Басински! Сочинение In the Air, к тому же, во многом построено на том, что акустический хлам последовательно отбрасывается, оставляя в конце лишь сольное фортепьяно с вибрирующим в пустоте звуком. По всей видимости, то влияние Эйдана Бейкера, которое я предполагал ранее, действительно имеет место быть: Хекер движется в сторону большей музыкальности, что совершенно прекрасно.
Второе важное отличие заключается в том, что настроение и атмосфера вывернулись наизнанку: если раньше от музыки Тима было ощущение, что тебя засунули в кокон, а звуки имитируют плотную стену, полностью огораживающую от реального мира, то теперь кажется, что нас заставляют просто безучастно, даже безвольно созерцать происходящее. То есть эта музыка притягивает, но не дает подступиться окончательно: слушатель словно вне кокона и отчаянно пытается туда пробиться. Возможно это из-за глобальной отрешенности, создаваемой пустым пространством церкви, возможно это из-за общей прохлады Ravedeath, 1972. Неважно. Анализировать это бессмысленно, просто как есть.
Напоследок все-таки видео того, как сбрасывали то самое пианино. Под музыку Хекера, конечно.