В настоящее время существует огромное количество всевозможных жанров, стилей и направлений музыки. Какие-то жанры умирают, какие-то появляются, какие-то, как мифическая птица феникс, возрождаются из пепла в причудливом, иногда неожиданном обличии. Музыка эволюционирует постоянно, непрерывно, и довольно сложно однозначно предсказать её развитие. Эволюционирует и жизнь, скорость постоянно нарастает, прогресс ускорился за последний век в десятки раз. Человеческая деятельность претерпевает постоянные изменения, преобразования, иногда к лучшему, иногда нет. Но что можно сказать совершенно определенно — ничего не стоит на месте.
За последние 70 лет в развитии музыкальной культуры произошло несколько важных качественных скачков, которые можно назвать поистине революционными. Пожалуй, важнейшими были вот такие:
- Изобретение брейкбита Клайвом Кэмпбеллом, который заложил основу для всей электронной танцевальной музыки.
- Изобретение синтезатора, ознаменовавшее новый подход в самом процессе написания композиций: на смену тональной музыке пришла тембральная.
- Становление эмбиента. До сих пор идут споры, кто же был первопроходцем — Эрик Сати или Брайен Ино, которые, впрочем лишены всякого смысла: элементы безритмичной музыки широко использовали и до них.
- Гитарные эффекты, которые дали мощнейший толчок для развития рок-музыки.
- Идея Луиджи Руссоло о шумах, как основе музыкальной композции, получившая резкое развитие именно в последние 50 лет.
Следует четко понимать тот важный факт, что действительно новые жанры изобретаются весьма редко, а их большое количество объясняется лишь тем простым фактом, что музыкальная эклектика принимает самые необычные формы. К сожалению, сейчас наблюдается процесс некоторой инфляции определений, когда жанровый штамп теряет свое значение, а иногда и смысл. К сожалению, многие журналисты и музыканты весьма вольно трактуют формулировки, вследствие чего рождаются такие несуразности, как, простите, «post-hardcore», «transcore» или «post-rock». Признаем: за стилями ничего не стоит.
При всем этом, следует также понимать тот факт, что жанры все-таки существуют. Композиции отличаются от композиций, и для того, чтобы привнести хоть какой-то порядок в звуковой хаос и выделяются абстракции, призванные связать сходные по некоторым признакам сущности.
И вся проблема заключается в стремлении к слишком мелкому дроблению, которое и приводит к такой инфляции.
Другая проблема — идеалогическая, направленная на самоутверждение и простое удовлетворение собственных амбиций, которая вырождается в известное противопоставление «попсы» и «непопсы». Здесь, к счастью, все намного проще: нет такого деления. Для того, чтобы понять, что музыки больше, чем попсы и непопсы, не нужно иметь семи пядей во лбу, достаточно просто поверхностно наблюдать за тем, что происходит вокруг. Вряд ли можно всерьез воспринимать человека, который с пеной у рта говорит о честности и неподкупности.
Все эти проблемы отвлекают от самого главного и важного — непосредственно музыки. Другое дело, что следить за всем, что происходит в музыкальной индустрии — неподсильная задача для любого. Куда проще и правильнее следить за прогрессом, тем что происходит вокруг. Следить за развитием музыки. Нужно абстрагироваться от жанровых стереотипов, от продажности и неподкупности, и только тогда становятся очевидными некоторые весьма неявные вещи. Нельзя следить за одним направлением, музыкантом, жанром: это говорит лишь об узости кругозора.
Сегодняшний слушатель очень сильно отличается от слушателя 50 лет назад. Сейчас, благодаря интернету, мы получили свободу. Слушателей перестали сковывать чарты, радиотрансляции, эстрада, журнальная критика (а новых средств навязывания пока не изобрели). Обмен информацией неконтролируем, как бы того ни хотелось музыкальной индустрии. Теперь человек сам себе музыкальная индустрия. И с каждым годом человечество идет — пусть и медленно, переступая через навязанные самим себе устоям, — к утопической идее, девизу пиратских релиз-групп:
Звук должен быть свободным.