Мне довольно сложно сравнивать новый — уже семнадцатый, между прочим, по счету — альбом Бардо Понд с предыдущими альбомами Бардо Понд, поскольку толком я их не слушал: был напуган трехчасовым психоделическим ночным джемом-коллаборацией с LSD March под названием LSD Pond. LSD Pond я очень внимательно послушал в один присест поздней ночью, потом выключил плеер и не слушал любую музыку где-то неделю. Ходил с исключительно озадаченным и просветленным видом. Люди думали, что я понял все; я думал, что у меня мигрень.
По состоянию на конец 2010 года, Бардо Понд играют все тот же крайне обдолбанный, drug-inspired винегрет из прогрессив рока, стоунера, психоделического, хард и нойз рока. По состоянию на конец 2010 у меня все еще есть определенные подозрения в том, что музыканты слегка мощно злоупотребляют тяжелыми наркотиками. С другой стороны, это пожалуй что первый альбом, который можно слушать людям, наркотиков не употребляющих. Семнадцатый альбом Бардо Понд (кажется, уже второй self-titled) состоит из семи вальяжных, медленных композиций различной степени тяжести, концентрации дилеев и диссонанса; в каком-то смысле работа показательная: здесь собрана в разных пропорциях примерно вся музыка, сочиненная за 20 лет: от психоделического фолка Waynes Tune, дарк эмбиента Sleeping до стоунера и апокалиптичного блюза Don’t Know About You, Just Once.
Стержнем альбома является монументальный 21-минутный джем Undone. Undone начинается как мерный аутистский блюз с грубым вокалом Изабель, пошатывающийся где-то в темной пустоте. Затем пение переходит в спорадические малоосмысленные завывания, дико фленжирующая гитара становится неотличима от губной гармошки, моторик-бас прибивает к месту. Где-то с десятой минуты вступают ударные и музыка начинает монотонно, неудержимо раскачиваться, уволакивая за собой и грувом и отсутствием грува одновременно. Изабель уже не вопит, а надрывно, интонациями и манерами Элизабет Анки Ваяжик, пророчествуя и сетуя, что ничего не сделано, и некуда идти, призывает на головы божий гнев. Где-то с пятнадцатой минуты Джон уже просто сверлит мозг бесконечным соло, а музыка вбирает в себя все вокруг, и по давящему воздействию на организм начинает напоминать эксперименты коллективов Волшебной Одноклеточной Музыки. Самое страшное — в конце трека: двухсекундная тишина. Если вы не померли за 21 минуту, то помрете в 2 последние секунды.
Новый альбом — вещь безусловно выдающаяся. Возможно он проще всего того, что группа записывала до этого. Возможно это я немного смухлил и переслушивать предыдущие диски не стал. Все возможно. Невозможно только рекомендовать пластинку всем: 70 минут смурной обдолбанной музыки, обладающей дикой мощи седативным эффектом, давящей, душной атмосферной, выдержать разом довольно сложно, а слушать такое наскоками — невозможно. С другой стороны, это и не LSD Pond, и не Штокхаузен тем более — не помрете.