Work in Progress

31 июля 2010

Ну вот, прошло ровно 3 месяца с момента написания последней колонки. 3 страшно нервных и напряженных по всем фронтам месяца, даром что лето. К чертям собачьим такое лето, вот что.

Колонка на этот раз не такая большая, но мысль примерно того же вселенского масштаба, что и ранее. За эти три месяца я узнал, что большинство мейджоров, оказывается, держат весьма внушительный штат работников, чьей прямой обязанностью является взаимодействие с блогерами. Как правило, штат таких работников достаточно крупный, исчисляемый десятками человек. Обязанности у них простые: мониторинг популярности трендов, ведение корпоративных микроблогов и просто блогов, грамотный вброс информации нужным людям и прочие такие штуки, которые должны формировать общественное мнение. Но вот загвоздка, ребята, — не работает. Будучи активным пользователем твиттера, я не могу без ужаса смотреть на эти самые корпоративные микроблоги. Да что там говорить: шерсть на заднице встает дыбом, ком посреди горла, когда я вижу результат их труда! Порой мне даже кажется, что основными требованиями к таким сотрудникам является невежество, похуизм и неуклюжесть. Неуклюжесть потому, что методы работы с сообществом более всего напоминают слона в посудной лавке; похуизм — потому что им словно совершенно наплевать, какое общественное мнение должно сложиться в итоге; невежество — поскольку большинство их новоявленных пиар-евангелистов слабо себе представляют, что такое популярный блог.

Совсем скоро эта система должна либо заработать, либо умереть. Если не пожрет сама себя по пути.

«Схема Radiohead» как первый всемирно известный случай использования принципа donationware в области музыки (именно что известный, да) показала, что музыка не всегда нуждается в классическом способе производства. Конечно, здесь оговорок даже больше, чем самой мысли, но тренд есть тренд. Основной урок заключается именно в том, что музыку можно распространять по-другому; другие выводы заведомо лукавы.

Впрочем уже сейчас, в 2010 году, когда сообщество, перестав просто потреблять и перехватывать классические потоки распространения посредством пиратства, начинает так или иначе вторгаться во все этапы производства посредством прямого контакта с музыкантом (чем раньше могли похвастаться только мелкие инди-артисты), можно начинать говорить о том, что должен измениться не только способ дистрибуции уже имеющегося продукта, но и сами методы производства. Сам процесс, от идеи вплоть до воплощения в том или ином виде, я уверен, через пару десятков лет станет настолько социализированным, что музыканту будет отведена роль своеобразного ведущего в одной большой увлекательной игре. Исполнитель на время записи пластинки не будет заперт в студии, весь процесс станет более-менее подконтрольным, и, порой, более ценным, чем собственно результат.

За примерами, к слову, уже сейчас бегать далеко не нужно. В наших реалиях это, во-первых, Myod, которых я просто облизал со всех сторон ранее; во-вторых, Uniquetunes, которые и во время записи сингла Zeleniy Dyadya тщательно документировали весь процесс, и во время второго альбома тоже старались все делать публично, насколько это было возможно.

Но каноничным примером надо считать то, что сейчас делает израильский гений даунтемпо Джонатан Доган в своем проекте J.Viewz: как по мне, так «Work in Progress» уже пора в том или ином виде вписывать в учебники по истории или аналогичные Музпросвету книги. Вот вам несколько песен, чтобы вы вспомнили или узнали, что такое J.Viewz.

J.Viewz живут красиво, в этом им точно отказать нельзя. «WIP» — это ведь даже не альбом в нормальном понимании этого смысла слова (физический носитель, файлы в iTunes Store), а самый настоящий эксперимент. Если вкратце, то суть вот в чем. Непосредственно перед записью Джонатан создал своеобразный WIP-клуб, в который мог войти каждый. За небольшой взнос, который требовался для того, чтобы музыканты могли продолжать работать в студии, а не мотаться в турне на самообеспечении, каждый его член получал доступ ко всему: это и демо-записи каких-то песен, это и рабочие варианты (WIP же) того материала, что находится в процессе написания, это и сторонние ремиксы. Это вообще все, что вы только можете себе представить.

Картинка

И как-то так само собой получается, что члены этого самого клуба стали довольно тесно общаться между собой, попутно вовлекая в дискуссии и Джонатана. Помню, с первым официальным синглом, Salty Air (вот он, немножко пониже), была такая интересная история, что он еще на стадии наброков настолько понравился людям, среди которых было полно музыкантов, что они просто завалили беднягу ремиксами. Что делать с таким количеством добра разной степени похожести никто не понял, поэтому было решено издать их потом в виде отдельного миньона или даже двух.

Картинка

Это была обложка, а вот и песня.

Ну да, чилвейв как у Washed Out, все по моде. Не суть.

Модель записи пластинки такова: последовательно пишутся треки (на 1 августа их всего 5 из предполагаемых 11). Каждый трек выставляется на продажу на разных условиях (WIP-членам такой, остальным — такие). Средства, накопленные с продаж, идут на запись следующих. Прогресс не настолько головокружителен, но стоит понимать, что и сами J.Viewz не настолько популярны, чтобы все было хорошо сразу. К тому же ребята не вылезают из мировых турне, что тоже сказывается.

Картинка

Когда «Work in Progress» выйдет, то сразу станет одной из самых значимых пластинок в лаунж-музыке того года. Но не столько из-за качества материала (хотя тут стыдно сомневаться, дебютный альбом без всяких оговорок был шедеврален), сколько из-за того, что с ним было связано. Технически его все также выпустит Джонатан сотоварищи. Морально — целое коммьюнити, сколоченное вокруг. И уже сейчас получается, что эти две сущности связаны неразрывно. J.Viewz & WIP-Community.

Что бы не твердили ретрограды, все-таки кое что в музыкальной культуре начинает меняться, верно?